Легендарные такси городов мира

Кто, на чём и как везёт?

Такси на улице Нью-Йорка
Такси... Ну, что удивительного в этом слове и в этом понятии? Казалось бы, про такси знают все и всё... Заказал («поймал»), сел поехал, приехал, рассчитался, вышел...

Но не всё так однозначно. Сколько стран, столько и нравов, традиций, условий и всяких прочих тонкостей…

Посему, как устроено такси у нас — известно, пожалуй, каждому. А вот как работает эта служба в других странах?..

Попробуем рассказать об этом в нашем небольшом, но, смею надеяться, — познавательном материале.

Начнём с простого и (скажем так) понятного, и далее, — перейдём к «экзотике».
Такси Волга ГАЗ-21

РОССИЯ


Читатели более старшего поколения могут припомнить, что свой бурный рост таксомоторное дело в нашей стране испытало в советский период. Именно в СССР такси стало массовым явлением. Именно на этом историческом этапе улицы городов нашей необъятной Родины заполонили раскрашенные в жёлтый цвет автомобили с «шашечками» на борту и с характерным зелёным огоньком на лобовом стекле: если он горел, значит, машина свободна (отсюда и небезызвестная песня про «Зеленоглазое такси»).
Такси Волга ГАЗ-24
Понятно, что при определённой «закрытости» нашей страны на том историческом этапе, а также, учитывая тот факт, что в государстве производилось практически всё — от иголок до космических кораблей — в службе такси были задействованы только представители отечественного автопрома.

Однако на сломе эпох — в трагические 90-е годы — в «мясорубку» истории попали не только люди и экономическая модель государства, но, также, нравы, производственные цепочки, принципы взаимодействия, традиции…

Именно поэтому сейчас на дорогах России, к сожалению, уже не встретишь в качестве такси легендарные ГАЗовские «Волги», верой и правдой служившие нашим гражданам ни одно десятилетие…

Теперь на ниве пассажирских перевозок в таксопарках страны трудятся самые разнообразные авто. Среди них, имеются и экзотические: от коптящих небо старых ВАЗовских моделей, до «супермодных» новеньких «Тесла».

Так, например, в столичном таксопарке имеется пара машин марки Tesla Model S. Обе трудятся в сервисе «Яндекс.Такси». Так что теоретически прокатиться на них может любой — работают «Теслы» в общем потоке таксомашин. Правда шансов попасть при заказе такси именно на один из двух этих электрокаров — у москвичей не много.

В общем, если «экзотики» на наших дорогах сейчас хоть отбавляй, то с «традициями» в таком деле, как служба такси, — дела обстоят не очень. Однако в мире имеются страны и города, где, несмотря на шагающий семимильными шагами прогресс, традиции соблюдаются и охраняются особенно трепетно!

ЛОНДОН

История легендарных лондонских кэбов, например, содержит немало интересных поворотов и занимательных страниц. Так, если верить солидным источникам, еще в конце 1890-ых фирма London Electrical Cab Co попыталась заменить в своём таксопарке старые шумные повозки — на электрические машины.

Но смелым и даже футуристическим планам инноваторов тогда не суждено было стать повседневной реальностью, увы. Практика внесла свои безжалостные коррективы. Дело в том, что выпущенные на дороги города несколько десятков электрокаров Berseys, всего за пару лет службы стали причиной многочисленных аварий. В общем, — надежд не оправдали. А по сему, уже в начале XX века — были сняты с линии.

Первым же такси с бензиновым двигателем на дорогах Лондона стал (как это ни странно) французский автомобиль Prunel. Позднее парк таксомоторов британской столицы пополнился опять же французскими Unic, Citroen, Vauxhall, шотландскими автомобилями William Beardmore, отечественными Morris-Commercial и целым рядом моделей Austin.
кэб такси фото на улицах лондона
Geely TX5
Именно последняя компания (по итогу) придумала машину, в последствии ставшую едва ли не самым узнаваемым такси в мире. Это был лондонский кэб Austin FX3, который выпускался с 1948-го по 1958 год. Позже, ему на смену пришла модель FX4 — с дизелем Austin и «автоматом» (механическая трансмиссия тогда была доступна как дополнительная опция). Именно эта модель, как наиболее удачная, пережив несколько модернизаций, выпускалась разными компаниями вплоть до 1997 года. Всего было собрано порядка 75 тысяч машин.

В новом веке, следуя общемировым тенденциям, власти Лондона решили сделать такси экологичнее и объявили конкурс на преемника легендарному кэбу. Вначале неплохие шансы на победу в тендере были у Nissan с их концептом на базе фургона NV200. Однако (кто бы мог подумать) китайская Geely справилась с задачами, поставленными заказчиком, лучше — совместно с London Taxi Company (которая и выпускает лондонское такси с 1984 года) она разработала плагин-гибрид TX5 с бензиновой «четвёркой» и возможностью передвижения исключительно на электротяге. В рамках многомиллионного проекта китайцы планируют создать целую серию моделей на базе TX5, а первые экземпляры нового кэба уже выехали на улицы Великобритании.

НЬЮ-ЙОРК

Относительными традициями (в сравнении с британцами) может похвастать и другой англо-саксонский мегаполис. А именно — Нью-Йорк. Краткая история нью-йоркского такси выглядит так.

Ещё в конце XIX века улицы города штурмовали электрокары производства пенсильванской Morris and Salom Electric Wagon and Carriage Company. Однако уже в начале XX века на рынок американского такси подоспели французы, заполонив своими авто практически все нью-йоркские улицы. Но американцы не были бы американцами, если бы почуяв потенциал, не прибрали бы выгодное дело к своим рукам. Возможно именно поэтому уже после 1920 года в дело включились Ford и General Motors. Немало моделей такси выпускали и на GM (к слову, уже тогда, под маркой Chevrolet). Однако у «Форда» дела шли лучше, нежели у конкурентов. В связи с этим, если верить источникам, сегодня не менее 80 процентов разъезжающих по Нью-Йорку такси выпущены именно компанией Ford.
В своё время серьёзный успех снискали и седаны Checker Cabs производства компании Морриса Маркина — американского бизнесмена российского происхождения (1893-1970 годы). В тот период по улицам Нью-Йорка колесило немало такси компании Checker Motor Cars. Именно поэтому, следуя ностальгическим настроениям, эту марку в скором будущем планируют возродить. Одной из первых новых моделей станет шестидверный лимузин для корпоративных парков и отелей.

Но всё же самое знаменитое такси Нью-Йорка — легендарный седан Ford Crown Victoria, успевший отметиться даже в кинокартинах и на службе в полиции.

Сегодня на улицах Нью-Йорка можно встретить либо жёлтые, либо зелёные такси — они отличаются обслуживаемыми территориями и правилами работы. Интересно, что в жёлтый цвет некоторые такси красили ещё в начале XX века, пытаясь сделать их максимально заметными в общем потоке автомашин. Но вплоть до 60-х таксопарки использовали и чёрный цвет, и вообще какие угодно цвета машин. Закон об обязательном использовании жёлтого цвета для официальных извозчиков (чтобы отличать их от неофициальных) был принят только в 1967 году.
Такси ford crown victoria
Nissan Leaf такси Амстердам

НИДЕРЛАНДЫ

История такси Нидерландов (как и многих европейских стран), во многом схожа с историей возникновения и развития такси в государствах-соседях. Зато сейчас в голландском таксопарке имеются не только «Теслы», но и другие современные электрокары. Ведь Амстердам, в рамках общеевропейских тенденций охраны окружающей среды, уже давно реализует программу по замене традиционных такси на электромобили.

Изначально «шашечки» в столице Нидерландов носили только Nissan Leaf. Но пару-тройку лет назад к ним присоединилась сразу сотня Tesla Model S. Главное место сбора «эсок», количество которых на сегодня уже приближается к двумстам, — аэропорт Схипхол.

НЮРБУРГРИНГ

А теперь, время переходить к «экзотике». Если уж мы начали наш рассказ с Европы, то самым «экзотическим» представителем службы такси на континенте по праву может считаться «Ринг-такси». На сегодня, это самое быстрое такси в мире. И ездит оно по знаменитому гоночному Нюрбургрингу. В разное время в качестве развлекательного такси на треке использовались BMW M3 и M5 предыдущего поколения.

Прокатиться с ветерком здесь можно и сейчас. Только теперь на гоночной трассе трудится уже BMW M5 последнего поколения. И если вам очень повезёт, то за рулём вашего такси будет «Королева Кольца» Сабина Шмиц. «Ринг-такси» функционирует с апреля по октябрь. В одном автомобиле могут находиться до трёх человек. Один круг обойдется в 225 евро на всех.
Ring-taxi

ТОКИО

В ярком и модерново-инновационном Токио сегодня можно встретить и говорящий тостер, и унитаз с Wi-Fi. Однако, что касается такси, здесь, как ни странно, город продолжает жить «прошлым». Таксопарк в Токио не обновляется на протяжение десятилетий. Эта, как некая японская «фишка».
Нет, разумеется, при желании вам подадут хоть гибридный «Приус», хоть огромный вэн Toyota Alphard… Но настоящим символом токийского такси остаются седаны Toyota Crown Comfort и Nissan Cedric. Обе модели увидели свет больше 20 лет назад, но до сих пор выпускаются — исключительно для нужд таксопарков.
Toyota Crown Comfort
Так, модель «Ниссана» выпускается аж с 1987 года и по сей день. Полностью она называется Cedric Crew Taxi и оснащается передним приводом, 85-сильным 4-цилиндровым моторчиком и простенькой коробкой-автоматом. Зато её водитель может открыть вам заднюю дверь с помощью специальной ручки, расположенной спереди.

Что касается основного представителя токийского такси от «Тойота». Crown Comfort — и вовсе в своё время был разработан специально для работы в такси и вышел аж в 1995 году. Эта модель оснащается незамысловатой «четвёркой» — дизельной или работающей на газе — и автоматической или механической коробкой передач. Помимо извоза, Crown Comfort подрабатывает также и в японских автошколах.

МЕХИКО

Таксопарк столицы Мексики считается одним из крупнейших в мире и насчитывает более 100 тысяч машин. Переломным моментом в истории такси города можно считать 1970-ые годы. Именно тогда в мэрии решили перейти от больших «прожорливых» машин к компактным и дешёвым (как по стоимости, так и в эксплуатации) моделям, которые сделали бы такси доступнее для конечного потребителя. В результате на службу поступили относительно современные Nissan Tsuru (он же Sentra).

Однако визитной карточкой местных таксистов были и остаются Volkswagen Sedan. Речь о тех самых классических «Жуках» Beetle Type 1, закупленных всё в те же 70-е. После 1990 года мексиканские власти, преследуя «идеи экологичности», приняли решение перекрасить почти весь публичный транспорт в зелёный цвет. Так что, как отголоски этой истории, легендарных «Жуков» зелёного цвета можно встретить на дорогах Мехико и сегодня.
Volkswagen Sedan Beetle Type 1

КУБА

Самым поистине экзотичным набором такси может похвастать Куба — страна, которую называют автомобильным музеем под открытым небом. И дело здесь в том, что местные автолюбители больше 50 лет без разрешения властей не могли проводить практически никаких коммерческих операций с машинами. А уж о покупке нового автомобиля и речи не шло.
Такси на улице Гаваны
С 1959 года, то есть, сразу после революции, на острове действовал запрет на импорт машин и чуть ли не единственным поставщиком транспорта был СССР.

Перечислять весь спектр фантастических марок машин, сохранившихся сегодня на Кубе, просто не имеет смысла — список будет практически бесконечным… Ведь в него попадут и всевозможные американские автомобили, завезенные на остров ещё в первой половине XX века, и более поздние версии машин — со всех уголков мира, и полный спектр «ветеранов» советского автопрома (пользующийся, кстати, на Кубе — немалыми уважением и популярностью).

И из всего этого «вала музейных авто», каждая вторая служит в такси или используется для извоза туристов. За долгие годы ремонта многие экземпляры давным-давно лишились большинства оригинальных узлов, и под капотом какого-нибудь Chevy 1953 года выпуска запросто можно обнаружить, скажем, «вазовский» мотор.

СТРАНЫ АЗИИ

Недорогим, но, пожалуй, самым увлекательным и экзотичным видом общественного транспорта чуть ли не во всех странах Азии, являются так называемые моторикши. Для любого (особенно в первый раз посетившего эти страны) туриста это будет незабываемая поездка. Водитель такого такси, выкладывается по максимуму и устраивает для туристов настоящий аттракцион.

Тук-туки (так их ещё называют) по праву можно считать одним из самых распространённых здесь видов общественного транспорта. И практически каждый любитель отдыха в странах Южной и Юго-Восточной Азии хотя бы раз использовал этот экзотичный и недорогой городской транспорт.

Моделей, используемых для постройки тук-туков, конечно, не счесть. Поэтому перечислять их практически нет смысла. Достаточно просто посмотреть на несколько самых интересных примеров.
Тук-тук в Азии
Индийский Hindustan Ambassador Taxi

ИНДИЯ

Особняком (в общем перечне азиатских стран) стоит Индия. Если вы когда-нибудь увидели здесь модель Hindustan Ambassador, то наверняка он был с «шашечками». Построенный на базе английского Morris Oxford III седан выпускается с 1957 года и зовётся «королём дорог Индии». Многие экземпляры относительно недорогой модели (несколько лет назад ценник на неё составлял около 10 тысяч долларов) местного производства закупались «аборигенами» именно для работы в такси. Но в 2011 году новый экологический стандарт, введённый в крупных городах Индии, практически остановил продажи Ambassador. Ведь этот автомобиль с 1950-х почти никак не менялся и, как следствие, не отвечал, фактически, никаким новым экологическим требованиям.

Hindustan Motors пыталась спасти модель, установив на неё более современный дизель, но в конце концов её выпуск прекратился полностью. Тем не менее, в Мумбаи и Калькутте по-прежнему разъезжают армии «Амбассадоров».

ДУБАЙ

Мало того, что сама страна, для неискушённого европейского туриста, являет собой пример экзотики, практически во всех аспектах жизни… В эмирате Дубай с 2007 года существует ещё и специальный сервис «женского» такси. Эти такси возят только женщин (одних и с детьми). Такие машины выделяются розовой крышей, а водителями в них работают исключительно женщины, прошедшие специальную подготовку и имеющие длительный стаж вождения.






Материал подготовил Дмитрий Генич


Женское такси, Дубай
ВНИМАНИЕ! Все материалы взяты из открытых источников.