Как получить лицензию (разрешение) на такси?

«Буржуйское» слово «ЛИЦЕНЗИЯ» — давно вошло в российский обиход. Для большинства граждан смысл этого слова, в общем, понятен. А вот разобраться со словосочетанием «Лицензия на такси» в нашей российской действительности, — занятие куда более мудрёное.


Не претендуя на «истину в последней инстанции» (сам закон и подзаконные акты находятся в стадии проработки и перманентно меняются), попробуем зафиксировать выводы из массы источников, двигаясь, что называется, от общего — к частному.

желтое такси

ЗАКОН — ВСЕМУ ГОЛОВА…

Итак. Отдельного закона о такси — на территории РФ не существует. Однако основополагающим документом об упорядочении пассажироперевозок является Федеральный Закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. С его статьями, касающимися непосредственно такси (в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 34-ФЗ), можно ознакомиться ЗДЕСЬ


К слову, «ЛИЦЕНЗИИ на такси» (в строгом понимании законов РФ) — не существует! Поясню. ЛИЦЕНЗИЯ НА ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ в нашей стране действительно выдаётся, НО ТОЛЬКО на регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении (Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. № 280). То есть, это перевозки по маршрутам: транспортом, вместимостью более 8 пассажирских мест.

карикатура закон всему голова

На перевозку же пассажиров по заказам частных лиц (собственно, ТАКСИ), выдаётся РАЗРЕШЕНИЕ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ. То есть, с точки зрения сухой бюрократической терминологии ЛИЦЕНЗИЯ НА ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ и РАЗРЕШЕНИЕ НА ТАКСИ – суть разные вещи, не имеющие, практически, ничего общего. Это абсолютно разные понятия и абсолютно разные документы!


Проще говоря, если в житейском разговоре вы упомянете словосочетания «Лицензия на такси», то собеседник вас поймёт. А вот если надумаете легализоваться как таксист и придёте за оформлением соответствующего документа в соответствующие же органы, то правильно формулируйте своё требование: «Хочу получить разрешение на перевозку пассажиров легковым такси». Иначе, вы рискуете быть ОЧЕНЬ НЕПРАВИЛЬНО понятыми!..

КТО МОЖЕТ ОФОРМИТЬ РАЗРЕШЕНИЕ НА ТАКСИ

Если коротко — любой человек. Но «чертовщина», как известно, кроется в нюансах. А они — таковы…


В законе чётко прописано: оформлять разрешение (в простонародье — лицензию) на перевозку пассажиров и багажа на легковом такси могут:

  • - юридические лица;
  • - индивидуальные предприниматели (ИП);
  • - представители юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.


Разрешение выдаётся не на заявителя, а на каждое транспортное средство в отдельности!

Самозанятые (о них поговорим чуть ниже) и физлица к таковым пока, увы, не относятся. По существующей редакции закона. Закон же (на сей час) находится между первым и вторым чтением и на согласовании в Правительстве. Скорее всего, именно эти нюансы сейчас и обсуждаются в вышестоящих органах. Возможно, в конечной редакции что-то изменится. Но пока — так.


Для физических лиц также существует возможность зарабатывать извозом, что называется, по правилам. Но в этом случае вы сможете получить разрешение только через официальный таксопарк. По сути, как бы, «устроившись на работу». В таком случае основанием для выдачи разрешения на такси будет являться трудовой договор. Правила в каждом таксопарке свои. Уточнить их можно ЗДЕСЬ…

ИП ПОД ТАКСИ: СТОИТ ЛИ ИГРА СВЕЧ?

В этой статье мы не будем рассматривать ВСЕ подробности и процедуры открытия ИП для оформления разрешения на такси. Открытие ИП — это отдельная тема. Процедура открытия — вполне стандартная. Достаточно прошерстить интернет, проконсультироваться в налоговых органах или у юристов. Остановимся лишь на нюансах, о которых следует задуматься прежде, чем пойти на такой решительный шаг.


1. Правильно просчитайте бизнес-план.

Становясь индивидуальным предпринимателем, нужно сразу же посчитать всю расходную часть «мероприятия». И дело не в госпошлинах на регистрацию и прочее… это — «копейки».


Куда важнее помнить, что в расходную часть бюджета (помимо бензина, амортизации транспортного средства и т. д.), существенной нагрузкой станут налоги, которые придётся платить.


Также не забывайте, что для ИП имеются ещё и обязательные ежегодные страховые взносы (медицинский и пенсионный, в первую очередь). Сейчас в Москве, например, сумма этих страховых взносов составляет порядка 36 000 рублей. Страховые взносы предполагают, что вы, как бы, сами себя взяли на работу. Соответственно, как работодателю за работника, вам и необходимо платить за себя взносы в пенсионный фонд, в фонд медицинского страхования и т. д. Это единовременный платёж, но если его «раскидать» по месяцам, то получается вполне ощутимая сумма, которую также следует иметь ввиду при составлении бизнес-плана.

А добавьте сюда ещё и расходы на обеспечение легальности своего извоза. Я говорю об обязательном ежедневном прохождении медицинского и техосмотров. Готовы вы взять в штат медика и механика на постоянной основе? Думаю, большинство из нас — не готовы. Значит, придётся заключать договоры на обслуживание со сторонними уполномоченными организациями, где имеются штатные медик и механик. А это — тоже расходы…

В общем, внимательно просчитайте расходную часть деятельности. Сопоставьте с доходной. Если по расчётам вы в плюсе — полный вперёд!


2. Помните об ответственности.

Открывая ИП, помните, что ответственность перед законом физических и юридических лиц — заметно разнится. Так за одно и то же нарушение штрафы, скажем, для физлиц будут составлять сумму в 300 рублей, а для бизнеса, — 3000. Более того, за свою деятельность ИПэшник отвечает своим же имуществом…


Вывод:

Проще говоря. Если для вас заработок извозом — основной вид деятельности. Если вы хотите работать честно, добросовестно, что называется, в «белую» и не на «дядю». Если вы всё хорошо просчитали и уверены в своих силах, тогда ОТКРЫТИЕ ИП С ПОЛУЧЕНИЕМ РАЗРЕШЕНИЯ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ ЛЕГКОВЫМ ТАКСИ — однозначно ВАША ТЕМА.


Ну, а если «не уверен — не обгоняй»! Или без лишних забот и хлопот, устраивайся работать таксистом через нормальный таксопарк

КТО ВЫДАЁТ РАЗРЕШЕНИЕ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ?

лицензия на такси

В различных регионах, в зависимости от специфики, это могут быть различные подразделения (уточняйте на местах). Но в целом, заявление на разрешение можно оформить следующим образом:


  • через Министерство транспорта по региону или Департамент дорожного хозяйства и транспорта;
  • персональная подача документов через любой офис МФЦ;
  • загрузка документов с помощью портала «Госуслуги» в разделе «Получение разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси».


Разрешение на такси действует только на территории того региона, где оно выдано, кроме ситуаций, когда пункт назначения по заказу пассажира находится за пределами этого субъекта РФ.

СПИСОК НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ:

  • заявление;
  • копия паспорта заявителя;
  • копии свидетельств о регистрации транспортных средств;
  • копия договора лизинга/аренды транспортных средств (при наличии);
  • лист записи из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) или Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ);
  • чек за оплату госпошлины*;
  • доверенность, заверенная нотариально (при обращении через представителя).


*Госпошлина

Для получения разрешения на осуществление деятельности легкового такси необходимо оплатить государственную пошлину. Оплата производится в любом банке. Размер выплат может разниться в зависимости от субъекта, и составлять от 300 до 4000 рублей**.


**Актуальную сумму госпошлины уточняйте в региональном подразделении Минтранса РФ!


Требовать от заявителя другие документы уполномоченный орган не вправе.

Разрешение может быть получено на единственный легковой автомобиль.

ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМОБИЛЮ И ВОДИТЕЛЮ

Список требований к автомобилю, предназначенному для осуществления услуг такси, зависит от региональности. Исполнительные комитеты могут устанавливать ограничения касательно года выпуска, технического состояния, класса, типа кузова и даже цветового оформления авто.


Стандартно этот перечень выглядит так:

  • наличие на боковых поверхностях кузова цветографической схемы в виде «шашечек»;
  • соответствие цвета установленному нормативу на региональном уровне (в отдельных случаях);
  • наличие на крыше опознавательного фонаря оранжевого цвета;
  • наличие таксометра (если предполагается оплата за услуги перевозки по пройденному пути или затраченному времени);
  • стаж водителя – от 3 лет;
  • наличие на передней панели в салоне автомобиля информации о владельце, водителе и тарифах на перевозку.


Перед тем, как делать запрос разрешения, рекомендуется изучить требования регионального законодательства и подготовить транспортное средство на соответствие предъявляемым критериям.


Техосмотр

СРОКИ ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЯ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ НА ТАКСИ

В случае отказа в выдаче разрешения на такси, заявителю в течение 3 дней вручается лично или отправляется по почте уведомление с обоснованием отказа.

Разрешение выдаётся в течение от 3 до30 дней – на каждое транспортное средство.

Срок действия разрешения – 5 лет

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!

Ответственность

За несоблюдение условий осуществления перевозки пассажиров и багажа легковым такси предусмотрены штрафы:


- отсутствие на передней панели в салоне автомобиля необходимой информации – 1 000 рублей (с водителя), 10 000 рублей (с должностного лица) и 30 000 рублей (с юридического лица);

- невыдача пассажиру чека или квитанции об оплате — 1 000 рублей (с водителя), 10 000 рублей (с должностного лица) и 30 000 рублей (с юридического лица);

- отсутствие на кузове эксплуатируемого автомобиля цветографической схемы и/или опознавательного фонаря на крыше – 3 000 рублей (с водителя), 10 000 рублей (с должностного лица) и 50 000 рублей (с юридического лица).


Деятельность легкового такси без соответствующего разрешения карается штрафом в размере 5000 рублей.

О САМОЗАНЯТЫХ

В этом году заработал так называемый «Режим самозанятых». Он заработал в тестовом режиме в четырёх регионах страны: Москва, Московская область, Калужская область и республика Татарстан.

Что выгоднее, это очень сложная история, в которой надо очень тщательно разбираться…

Существует мнение, что самозанятым в такси чуть полегче, но, повторюсь, мнений и практики пока наработано очень мало.

Как стать «лицензированным самозанятым»?

1. Если вы являетесь ИП, вы запросто идёте и делаете разрешение на свой автомобиль. После этого, можете перейти в «Самозанятые». При этом ИП у вас сохранится, но уменьшится (как говорят) выплаты по налогам и страховым взносам.

Ещё раз повторю. Мы от ИП подаём документы на «лицензию». Получаем лицензию. Переходим в режим самозанятые. Для этого нужно скачать приложение «Мой налог», зарегистрироваться в нём. И уже после этого в налоговую отнести заявление о том, что теперь вы — самозанятый.

2. Если вы ИП и у вас по какой-то причине нет своего автомобиля. То есть, вы работаете на арендованной машине (такие случаи тоже нередки). Тогда вы идёте в организацию — владелица автотранспортного средства — заключаете с ней договор на аренду автомобиля. По этому договору вы оформляете разрешение на своё ИП, но на этот арендованный автомобиль. Такое также возможно. И уже после этого, со всеми полученными на руки документами, отправляетесь в налоговую инспекцию, и переходите на режим «самозанятые».

3. Следующий момент. Если на машину, которую вы хотите взять в «раскат», уже имеется разрешение, но вы желаете, чтобы с данным авто разрешение было оформлено на ваше ИП (чтобы всё «по красоте»). Тогда вы также, берёте договор аренды, идёте в Департамент транспорта и говорите: «Хочу, чтобы разрешение на работу на этом арендованном авто было зарегистрировано на моё ИП. Переделайте, пожалуйста».

Вам его переделают. И всё будет легально и хорошо. Вы — «белый», «чистый», «легальный» и — преспокойно работаете.


Где в этом случае брать путевые листы и как заполнять карточку медосмотра — тут придётся крепко подумать над вариантами.

И ещё один момент. С 1 июля 2019 года, каждому ИПэшнику или ОООшнику, необходимо приобретать кассовые аппараты. Самозанятым этого делать не нужно.


Эх, Яндекс...

ВЫВОДЫ:

Легальное такси

В современных реалиях государство старается навести порядок, упорядочить все виды коммерческой деятельности. Кроме того, что естественно, эти меры заметно увеличивают пополнение бюджета через налоги. Понятно, что год от года, этот процесс будет только усиливаться. Об этом нам красноречиво говорит опыт других стран. Соответственно, рано или поздно придётся «легализоваться» всем участникам рынка.


Посему, если, прочитав всю вышеизложенную информацию, взвесив все «за» и «против», вы созрели для официального открытия ИП и получение разрешения на извоз, — действуйте прямо сейчас.


Если же нет. То вы можете работать, официально устроившись водителем через таксопарк. Главное, — нужно просто оформляться в нормальный таксопарк. Тогда и выплаты, и оформление лицензии, и условия — всё будет нормальным! Человеческий фактор, как говорится.


Материал подготовил Дмитрий ГЕНИЧ

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?

Позвоните нам по бесплатному номеру телефона 8-800-201-25-74
или заполните «Форму обратной связи».
ВНИМАНИЕ! Все иллюстрации взяты из открытых источников.