Когда и где появился первый автомобиль

Вначале, что естественно, человек тысячелетиями передвигался по планете на своих двоих. Затем, столетиями, — на прирученных им для целей передвижения животных. И лишь в последнее историческое время — пересел на «железного коня».

Конь железный

АВТОМОБИЛЬ, КАК ИГРУШКА

АВТОМОБИЛЬ (греч. autos — сам и лат. mobilis — двигающийся). Экипаж, приводимый в движение каким-нибудь внутренним механическим двигателем.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. – Чудинов А. Н., 1910.


АВТОМОБИЛЬ (гр. autos сам + лат. mobilis подвижной) самоходное транспортное средство для перевозки пассажиров или грузов по безрельсовым дорогам; приводится в движение установленным на нём двигателем (чаше всего двигателем внутреннего сгорания, работающим на бензине или дизельном топливе).

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, 2009.

Фердинанд Вербист

Какой словарь ни бери, основополагающим будет понятие «самодвижущаяся». А значит, первым прообразом автомобиля (из дошедших до нас летописных упоминаний) можно считать игрушку...


Фламандский иезуит-миссионер и учёный Фердинанд Вербист, проповедовавший в Поднебесной во времена династии Цин, в 1672 году изготовил её для китайского императора. Более часа могла двигаться паровая тележка на одной заправке угля. В описании своей игрушки Вербист впервые упомянул термин «мотор» в его нынешнем значении.


Творение Вербиста было небольшим по размеру, вследствие чего не могло везти водителя или пассажира. Но, вполне возможно, именно эту первую по упоминаниям работающую самоходную паровую тележку и можно называть первым автомобилем.

ВСЁ ЛОГИЧНО, ВСЁ — ИСТОРИЧНО

Логику появления и эволюции современного автомобиля проследить несложно.

Судите сами: человек оседлал лошадь, а затем, следуя своей извечной тяге к комфорту, пересел с «неудобной» спины лошади (слона, верблюда) в более удобные тележки, приводимые в движение всё тем же конём — повозки, кебы, кареты… Соответственно, первые автомобили выглядели также, как и предшествующие им повозки, только без упряжки…


Эволюция двигателя автомобиля также очевидна: лошадь (не зря же мощность современных двигателей мы измеряем в «лошадиных силах»), паровая машина, двигатель внутреннего сгорания.


К слову сказать, если бы индустриализация происходила не в Европе, а, скажем, в Африке или на Ближнем Востоке, вполне возможно тогда бы мы измеряли мощности моторов в «верблюжьей» или даже в «слоновьей силе»…


Были и первые попытки разработки электромобилей, но на них мы подробно останавливаться не будем, дабы повествование не затянулось…

Каретамобиль

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ АВТОМОБИЛЯ

Первые двигатели внутреннего сгорания и автомобили
  • Леонардо да Винчи в начале 1500-x годов набросал безлошадную механизированную тележку. Как и многие его проекты, она не была построена при жизни великого маэстро. Тем ни менее, реплика находится на выставке в Chateau Clos Lucé, последнем доме Леонардо, в настоящее время — музее.



  • Во времена, когда жители Запада впервые открыли для себя Китай, они обнаружили в Поднебесной парусные колесницы. Древние прародители автомобилей, приводимые в движение ветром, уже тогда использовались китайцами в своих практических целях. А в 1600 году Симон Стивен из Голландии построил одну из них, в которой помещалось 28 человек. За два часа «колесница» покрывала расстояние в З9 миль (6З км).


  • Француз Никoлac-Джoзeф Kугнoт, в 1769 году построил самоходную машину c паровым двигателем. Это была тележка, предназначенная для перемещения артиллерийских орудий. Двигалась со скоростью 2 мили в час (З,2 км/ч). Она должная была останавливаться каждые 20 минут, чтобы набрать новую порцию пара.


  • В 1680 году Христиан Гюйгенс, более известный своим вкладом в дела астрономии, разработал прототип двигателя внутреннего сгорания, работающего на порохе. Однако до практического построения и испытания этой чудо-техники в действии дело, увы, так и не дошло.


  • Англичанин Самюэль Браун в 1826-ом изменил паровой двигатель под сжигание в нём бензина. Он хотел поставить его на карету. Но этот пpoтoмoбиль также никогда не получил широкого распространения.


  • 1858. Жaн-Жoзeф-Этьeн Лeнуap запатентовал двигатель внутреннего сгорания c двойным действием: работающий на жидком топливе и на угле. В последствие он улучшил свой двигатель, чтобы тот работал на нефти, привязал его к трёхколёсному вагону и проехал 50 миль.


  • 187З: американский инженер Джордж Брайтон разработал двухтактный двигатель на керосине. Он считается первым безопасным и практичным масляным двигателем.


  • В 1876 году Николаус Август Отто запатентовал в Германии первый четырёхтактный двигатель.


  • 1885 год. Готлиб Даймлер из Германии изобрёл прототип современного бензинового двигателя.


  • Французский изобретатель Рудольф Дизель в 1895 году запатентовал дизельный двигатель, c воспламенением от сжатия. Который стал очень эффективным двигателем внутреннего сгорания.

ДАЙМЛЕР, МАЙБАХ ИЛИ БЕНЦ?

Разработчиком двигателя внутреннего сгорания является Э. Ленуар. В 1860 году он придумал самый первый двигатель, в котором топливо сжигалось внутри. Эта разработка стала важным шагом в автомобилестроении.


Первые же автомобили с двигателем внутреннего сгорания, работающем на бензине, придумали в Германии в 1886 году. Миру были представлены сразу два механизма, созданные разными изобретателями независимо друг от друга. Так дуэт Готлиба Даймлера с Вильгельмом Майбахом показал четырехколёсный самоходный экипаж, а Карл Бенц получил патент на трёхколёсное транспортное средство.


Внесли свой вклад в мировое автомобилестроение и русские умельцы. Самым известным, пожалуй, является одиозный Иван Кулибин. Он придумал трехколёсную самокатку, которая ездила по городу со скоростью в 16 км/ч. Здесь были даже некоторые детали, которые применяются в современном транспорте и по сей день, например, тормоз и коробка передач.


Самокатная повозка Ивана Кулибина

Однако только Карл Бенц выполнил все четыре необходимых условия, которые позволили ему стать полноправным обладателем звания конструктора первого в мире автомобиля. Условия таковы:


  • Доработанная конструкция транспорта.
  • Оформление необходимого патента.
  • Создание образца и его публичное представление.
  • Организация производства.

ПЕРВАЯ АВТОЛЕДИ

Интересный факт: одну из главных ролей в популяризации автомобиля, как личного транспорта сыграла жена Карла Бенца Берта. Она совершила первый в мире заезд длиной более чем в сто километров, причём не одна, а в компании своих детей. Сведения о причинах, побудивших её на такое путешествие, разнятся.


Согласно одной версии фрау Бенц просто решила навестить тайком от мужа свою мать.


Вторая же версия гласит, что Карл хотел совершить первый заезд с семьёй, дабы разрекламировать своё изобретение. Но спустя всего пару километров, из-за засорившегося шланга подачи топлива, автомобиль заглох. Это обстоятельство вывело из себя главу семейства и он в гневе ушёл домой, бросив машину с семейством посреди дороги.


Однако его находчивая супруга использовала для прочистки шланга длинную заколку, вынутую из своей шикарной причёски. А потом самостоятельно завершила запланированное путешествие.


Но какая бы из историй не являлась правдивой, это событие по-прежнему считается одним из самых важных в популяризации и развитии автомобиля. Потому что до этого случая общественность с недоверием относилась к самодвижущимся экипажам.

Берта Бенц с детьми

АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ: ФАКТЫ И ВЕХИ

Первый американский автомобиль — машина-амфибия Оливера Эванса

1888 г. – начался серийный выпуск Motorwagen компанией Benz & Company в Германии. Спустя несколько месяцев и во Франции, но уже по лицензии.


1889 г. – создание в Италии компании FIAT и выпуск первого автомобиля под той же маркой.


1890 г. – Майбах и Даймлер основали акционерное общество DMG, и спустя два года был продан первый Daimler.


1894 г. – DMG выкупил англичанин Ф. Симмс, а компания стала официальным поставщиком авто для британской короны.


1898 г. – выпуск первых Renault во Франции.


1905 г. – Г. Форд придумал свой концепт самоходного механизма и запустил его массовое производство в 1916 г.


1905-1907 гг. – изобретение автомобилей японскими конструкторами.

1917 г. – старт продаж японских Mitsubishi, механика которых была полностью скопирована с итальянского бренда FIAT.


1924 г. – начало автомобилестроения в СССР.


1926 г. – слияние компаний Benz & Company и DMG под руководством будущего знаменитого основателя компании Porsche и выпуск новой улучшенной марки автомобилей Mercedes-Benz.


1946 г. – советский автопром выпустил первый в мире «бескрыльный» кузов.






Материал подготовил Дмитрий ГЕНИЧ

Mercedes-Simplex-2832-PS-1904
ВНИМАНИЕ! Все иллюстрации взяты из открытых источников.