Когда и где появилось первое такси?

Такси — (от латинского, английского, французского) «tax» — оценка стоимости, точная сумма, налог. В русский язык это же слово закрепилось в виде понятия «такса».

Такси — (от фр. Taximètre «счётчик цены», позже так называлась сама машина) — пассажирский транспорт, обычно автомобиль, используемый для перевозки пассажиров в любую указанную точку с оплатой проезда машины по счётчику — таксометру.
Первые такси в России

В КАКОЙ СТРАНЕ ТЫ НИ СПРОСИ, — ОНИ ПРИДУМАЛИ ТАКСИ

На вопрос: «Кто был первым в истории пилотом?», — большинство людей, не задумываясь, отвечают, — «Икар»… С историей появления чего-нибудь первого в мире (за редким исключением) — вообще всегда дела обстоят именно так. Речь, конечно же, не о новейшей истории, а, скажем так, о событиях 200-300-летней давности и древнее.
Икар перья
Икар.Фотообои с ресурса w-dog.ru 
Оно и понятно… Человеческая мысль и технический прогресс тогда продвигались параллельно и в разных странах. Коммуникации были слабенькими (Интернета ещё никто не придумал). Чернила и бумага были дороги. Грамотных писарей — по пальцам пересчитать. Книги, документы и всякие там реестры с картотеками — сохранялись плохо: то потоп, то война, то переезд, то варвары налетят, да посожгут библиотеки к чертям собачьим… В общем, сложно обстояли дела у наших предков с документооборотом и документохранением…

Отсюда и исторические споры: кто, где, какое подтверждение изобретению найдёт, тот и трубит, мол, вот мы — первые были… Именно так дела обстоят и с появлением первого автомобиля, радио, такси…

А посему, давайте просто попробуем собрать воедино имеющиеся у нас факты о появлении такси. А на вопрос «Когда и где появилось первое такси?», — каждый пусть ответит для себя сам.

ТАКСИ, КАК ИЗВОЗ ЗА ПЛАТУ

Появление такси, как бизнеса, логично, понятно и вполне объяснимо. Ещё в древние времена человек со «своих двоих» пересел на лошадь, дабы преодолевать пространства быстрее и комфортнее. В процессе построения цивилизации произошло естественное расслоение масс по классам и достатку. Богатые имели в своём распоряжении личные колесницы. Бедные себе такого позволить не могли, как и плату за услуги извоза. А вот древний «средний класс» стоял на распутье: купить и содержать личный транспорт было не по карману, да и пешком ходить — ни комильфо… А вот заплатить извозчику за быстрое перемещение из пункта «А» в пункт «Б» — вполне по силам.

Согласно некоторым историческим источникам, первые такси-колесницы существовали ещё в Древнем Риме. Стоимость поездки первоначально (что вполне естественно) определялась, что называется, «на глаз» или как сказали бы сейчас — по рыночной цене. Первые же прообразы таксометра появились там же.
Колесница
Это был механический прибор: два горизонтальных кольца с отверстиями, соединенные с осью колеса. Над кольцами устанавливалась коробочка с камешками. Прибор был настроен так, что, преодолевая расстояние примерно в одну стадию (порядка 200 метров), отверстия горизонтальных колец совмещались и камешек выпадал из коробочки в прикреплённый под кольцами таз. Оплата поездки производилась в конце пути по числу камешков, оказавшихся в тазу.

СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ТАКСИ

Существует мнение, что первые примитивные прототипы современного такси появились в 1636 году в Лондоне. Именно тогда лондонские кучера получили первые лицензии на извоз. В Париже лицензированные перевозки стали данностью годом позже. A уже к середине XIX века извозчики этих стран пересели на двухколёсную открытую повозку — кабриолет, который очень быстро стал именоваться «кэбом».
Первые такси
История появления такси во Франции датируется началом XVIII века. Именно в это время, как утверждают источники, в стране появились конные экипажи, которые стали именоваться «Фиакрами». Названы они были так в честь основателя французского аббатства в городе Мо, покровителя садоводов — святого Фиакра. Дело в том, что первый постоялый двор с этими экипажами был построен именно около его часовни. Они стали первыми в мире общественными экипажами. До этого момента только вельможи и помещики пользовались каретами, причём, сугубо личными.

Первые моторизированные наёмные экипажи в 1890 году также появились во Франции. Однако особым успехом у публики — не пользовались. Бедным они были не по карману, а у богачей, как и во все времена, имелись свои личные экипажи. Средний же класс рисковал воспользоваться их услугами осторожно и лишь в исключительных случаях. Причина: отсутствие строгого единого тарифа на перевозку.


В 1891 году немецкий учёный Вильгельм Брюн изобрёл первый таксометр и ситуация стала быстро меняться. Уже в 1907 году на улицах английской столицы появились первые таксомоторы, оборудованные таксометрами, и спрос на услуги такси резко возрос.

26 июня 1896 г. в германском городе Штутгарте вышел на линию первый в мире автомобиль-такси. Это был заднемоторный Daimler Riemenwagen, оборудованный счётчиком-таксометром, с двигателем мощностью всего в 4 л. с. Машина была названа Daimler Motor-Taxameter-Droschke. Любопытентот факт, что слово Droschke было заимствовано из России – оно произошло от русского «дрожки». Так в Берлине, начиная с XIX века, называли кареты легковых извозчиков. Позже оно распространилось по всей Германии и перешло по наследству к прокатным автомобилям.

Первопроходцем же в выпуске серийных автомобилей, «заточенных» под такси, стала компания «Рено» (Renault). Своей формой они походили на «фиакры». Водитель находился впереди, в открытой части машины, а пассажиры — в задней, закрытой и защищённой от внешней среды. Благодаря яркой расцветке такси выгодно выделялись среди остального автотранспорта города. Понятно, что в то время никакой службы приёма заказов не было и в помине. Таксисты просто раскатывали по улицам, привлекая внимание потенциальных клиентов громкими сигналами клаксонов.
Невозможно не упомянуть и о легендарном нью-йоркском такси, которому, кстати, некоторые источники приписывают появление общемировой «моды» на жёлтый окрас автомобилей. Яркий цвет был выбран ещё в начале XX века компанией Yellow Cab, которая наладила выпуск автомобилей, предназначенных только для работы в качестве такси. Мотивация проста: жёлтые такси более заметны издалека.

К слову о цвете. Жёлтый колер, конечно же, превалирующий в мире такси, но вовсе не обязательный к применению. Лондонские такси, например, традиционно окрашивают в чёрный цвет. Польские — разноцветные. В Гонконге существуют три типа окраски: наиболее частый — красный; зелёные такси используются в районе Новых Территорий; синие — на островах Лантау. В ОАЭ такси, как правило, «наряжены» в кремовый цвет, как, к слову, и в Германии. В Сингапуре таксомоторы голубые, а в Таиланде — розовые.
Первые такси
В 60-х годах прошлого века нью-йоркское такси было оснащено радиосвязью для связи с диспетчерами. Как ни странно, это привело к многочисленным жалобам со стороны клиентов, поскольку машина, следующая на определённый адрес по вызову, не могла подобрать «голосующих» на улице. На сегодня у жёлтых таксомоторов вообще нет диспетчеров: эти такси предназначены исключительно для подбора пассажиров на улице и не имеют права работать по вызову. Этим в Нью-Йорке нынче занимаются кар-сервисы — компании, как раз и осуществляющие исключительно легковые перевозки в заказном порядке, то есть, по вызову.

ИСТОРИЯ ТАКСИ В РОССИИ

К слову сказать, наша страна не сильно отставала в таксомоторном деле от западных соседей.
Существует упоминание посланника польского короля Де-Ла Невилля, датированное ещё 1689 годом. Он отмечает наличие в нашей столице около тысячи маленьких тележек, упряжью в одну лошадь, перевозящих публику за небольшую плату.
Первые такси в России
Таксометры же в России появились только в конце XIX века. К ко́злам прикреплялся ящичек с окошком, в котором отражалась стоимость проезда по нормальной и «возвышенной» таксе. Спрос на извозчиков в обеих столицах империи был большим: уже тогда и Москва, и Санкт-Петербург являлись крупными транспортными узлами с десятками железнодорожных вокзалов.

Так уже в 1899 г. в журнале «Самокат» петербургский «моторист» А. Абрикосов дал объявление об «отпуске моторов на прокат». Годом позже фирма «Фрезе и Ко.» организовала в Петербурге и Варшаве сдачу в наём электрических и бензиновых автомобилей собственной постройки. Этим прибыльным видом деятельности вскоре занялись многие автомобилисты-предприниматели и в других городах Российской империи.

Точную дату рождения российского такси установить пока не удалось. Но доподлинно известно, что в 1906 г. первый наёмный автомобиль со счётчиком-таксометром был зарегистрирован в Санкт-Петербурге. В Москве, согласно архивным данным, первый таксомотор вышел на линию в сентябре 1907 г. Именно 1907 год и считается сегодня в России годом рождения такси.
Пример столиц сразу же нашёл последователей и в других городах империи. В том же году первое такси появилось в провинциальном тогда Минске. С 1908 г. таксомоторы ездили уже по городам Тула, Казань, Архангельск, Одесса, Рига и Самара. С 1910-го – в Иркутске, Нижнем Новгороде и Выборге. С 1911-го – в Киеве, Новгороде, Херсоне, Курске, Могилёве и Царском Селе. С 1912-го – в Саратове, Николаеве и Харькове. В 1913 г. Они появились в Костроме и Тифлисе.

В провинции такси большого развития не получило. Например, в Минске в 1913 г. было зарегистрировано всего шесть таксомоторов, в других средних и крупных городах России насчитывалось от 5 до 30 автомобилей-такси. И только в обеих столицах – Санкт-Петербурге и Москве — пассажирские перевозки на таксомоторах имели массовый характер.

Самым первым такси в Москве в 1907 г. стал американский Oldsmobile, а первое крупное московское таксомоторное предприятие «Товарищество Автомобильного Передвижения» (ТАП) было основано в 1909 г., начав свою деятельность с четырёх автомобилей. Оно использовало в качестве такси машины марок Darracq (Франция), NAG (Германия) и FIAT (Италия). К концу 1909 г. у ТАП было уже 10 автомобилей, на следующий год их число выросло до 38. Любопытно: по данным московского «Ежегодника автомобилиста» за 1909 г., автомобили-такси общества ТАП именовались «таксoметрами», все они были окрашены в красный цвет. Через два года «Товарищество Автомобильного Передвижения» разрослось и стало акционерным обществом. Вслед за ТАП в Москве появились таксомоторы компании «Такса» (германские машины Adler) и Московского товарищества «Матт» (германские машины Benz), их примеру последовали и некоторые мелкие частные предприниматели. К концу 1911 г. в Москве работали на линии 79 такси, а к лету 1913-го их стало уже 217.
Весьма самонадеянную характеристику развитию таксомоторного промысла в Москве дал в 1909 г. журнал «Автомобилист»: «Появившиеся недавно таксомоторы пользуются большим спросом у публики. Можно с уверенностью сказать, что московские таксомоторы лучше берлинских и парижских».

История сохранила впечатления о поездке на московском таксомоторе одного из первых пассажиров. Купец первой гильдии Мамликов писал в 1910 г. своей супруге в Воронеж: «А вчерась, разлюбезная моя Анастасьюшка, добирался я в нумера с приятелем моим из Яра на моторной карете заместо извозчика. Жутко было ехать, не видя перед собой привычного лошадиного хвоста, тряска, однако и приятственно, ибо восторженными взглядами обывателей да собачим лаем были мы препровождаемы от самой ресторации. Против обычного заплатил я за проезд 1,5 рубля серебром. Извозчик, шельма, дерёт меньше. Однако предсказываю я большое будущее этой механике, потому как, говорят, в Париже теперь сплошь механика, таксомоторами называемая».

В Санкт-Петербурге таксомоторный промысел получил наибольшее развитие. В 1907 г. на улицах столицы появились первые специальные автомобили-такси, закупленные в Австро-Венгрии у фирмы Velox. Примерно в это же время на линию вышли и два таксомотора отечественной сборки марки «Даймлер-Лесснер» с кузовами ландоле. Это один из редких случаев использования в такси того времени отечественных машин. Количество такси в Петербурге непрерывно росло. В 1910 г. на линии работало 217 таксомоторов, в 1911-ом их стало 296, в 1912-ом – 380, в 1913-ом – 328, а к лету 1914-го было зарегистрировано уже 403 такси.
Первые такси в России
1 мая 1909 г. было основано акционерное общество «Санкт-Петербургский Таксо-Мотор». Учредил его торговый агент американской фирмы Ford, предприниматель М. С. Фриде. Позже М. C. Фриде переименовал свою кoмпанию в «Международное Таксомоторное Общество» (МТО). Его таксомоторы были исключительно машины марки Ford модели «Т», окрашенные в голубой цвет, из-за чего компанию МТО иногда называли «Голубые таксомоторы». Господин Фриде имел грандиозные планы, предполагая в скором времени довести число таксомоторов до 500, однако американские «Форды» оказались ненадёжными и неэкономичными, из более чем 20 таксомоторов Ford, приобретённых в САСШ в 1909–1911 гг., на улицах столицы к лету 1913-го осталась в работе всего одна машина. В конце 1913 г. таксопарк Фриде прекратил своё существование.

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

В 1917 году, после революции, количество такси в Москве резко снизилось: таксистов почти полностью истребили как класс. Но начиная уже с 1924 года Моссовет начал массово закупать автомобили марки «Рено» и «Фиат». На улицах Москвы первые такси появились в 1925 году.

В то время все автомобили принадлежали государству, частников не было. Качество обслуживание при этом было низким, автомобилей катастрофически не хватало. В связи с высокой доходностью для казны, правительство желало устранить эти недочеты. Пополнение автопарка машинами «ГАЗ» и «ЗИС» сделало такси общедоступным транспортом. В послевоенное время основным авто для такси стала «Победа».
Советское такси
Легендарные советские такси
В СССР относительно развитая служба такси появилась в 30-50-е годы XX века с появлением легковых «эмок», «побед», «зимов» и «волг». В середине века на дверцах таксомоторов появились привычные нам теперь шашечки, а в правом углу лобового стекла — зелёный огонек (сменивший красный), сигнализировавий о том, что машина свободна.

В большинстве такси в бывшем СССР была принята такса за километр, которая составляла в 1988 году — 20 копеек, при этом расстояние между исходной и конечной точками вычислялось ещё до поездки. Преимуществом такого подхода являлась ориентация на пассажира — стоимость поездки не зависела от дорожной обстановки, а водителю выгоднее было ехать оптимальным маршрутом и с оптимальной же скоростью...

НАШИ ДНИ

В наше время, с появлением компьютерных цифровых технологий, смартфонов и приложений, — произошла и революция в таксомоторном бизнесе. Поменялись, что называется, и структура, и технология, и принципы, и приоритеты бизнеса. Впрочем, нам, живущим здесь и сейчас, рассказывать об этом подробно — не имеет смысла, — поскольку мы видим всю ситуацию современного состояния таксомоторного бизнеса, что называется воочию.

По настоящему оценить всё это смогут наши потомки, оглядываясь на наши дни, как на придания прошлого, поскольку таксомоторы и формы обслуживания пассажиров к тому времени явно изменятся. Впрочем, это уже совсем другая история…
Материал подготовил Дмитрий ГЕНИЧ
ВНИМАНИЕ! Все материалы взяты из открытых источников.