Что безопаснее такси или личный автомобиль?

Часто, в тематических спорах, из уст граждан можно услышать два кардинально противоположных мнения. «Ой, эти автомобили… столько аварий сейчас на дорогах… да ещё и обслуживание, бензин… куда проще и безопаснее ездить на такси», — утверждают одни. «Да эти таксисты гоняют, как сумасшедшие, лишь бы заработать. Берут туда — невесть кого… на личном транспорте передвигаться куда безопаснее, чем на такси», — парируют оппоненты...


Не будем ввязываться в бесполезный спор. Проще, всмотреться в цифры статистики. Благо, они имеются. Воспользуемся случаем: сравним показатели и рассудим — что кроется за «сухими» цифрами этой статистики!


Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации в 2018 году обнародовал официальные данные в документе со строгим названием: «Аналитический материал по состоянию таксомоторной отрасли в России с точки зрения безопасности дорожного движения».


Авария с Яндекс.Такси

И пусть нас не смущает год издания документа. Главное, что:

  1. Этот документ имеется.
  2. Он достаточно «свежий».
  3. Не всё нашему правительству «по барабану», раз кто-то профинансировал и провёл столь нужные для страны исследования.
  4. Нам важна тенденция последних лет, прослеживаемая в документе. И выводы, — которые следуют из этой тенденции.


Итак, обратимся к документу.

ДТП: ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО, СРАВНЕНИЕ

Общее количество ДТП

В целом количество дорожно-транспортных происшествий в РФ снизилось со 160 000-170 000 ДТП в год, наблюдавшихся в 2010–2014 годах, до 142 000 ДТП в год по итогам 2017 года.


Смертельные ДТП

В настоящий момент количество погибших в ДТП в России уменьшается, однако остаётся значительно выше аналогичного показателя, рассчитанного по среднему значению 35 развитых стран, входящих в международную Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В России количество погибших в ДТП за последние 24 года сократилось на 100 человек на миллион населения и к 2016 году опустилось ниже отметки в 150 жертв на миллион населения.

График. Количество ДТП за 2010-2017 год

Тот факт, что за последние годы количество ДТП и смертей на наших дорогах уменьшается — это прекрасно. Плохо, что они вообще наличествуют. Но тут уж, как говорится, что имеем, то имеем… Главное, что тенденция просматривается позитивная.


Чем это обусловлено? Тут, как мне представляется, причин несколько.

- кто бы что ни говорил, но постепенно количество дорог в стране увеличивается, а их качество — улучшается. Да, не так споро, как нам всем бы этого хотелось. Однако отрадно то, что худо-бедно, но дорожным хозяйством всё-таки вообще занялись.

Ведь согласитесь, за последние годы заметно увеличилось количество транспортных развязок, мостов, различимых дорожных знаков, «лежачих полицейских», современных переходов (подземных, надземных, регулируемых), видеокамер наблюдения. Что также, отчасти, объясняет приведённую выше положительную динамику.


- ужесточение законодательства за нарушение ПДД.

Конечно же, ужесточение (чего бы то ни было) в нашей стране, тут же приводит к стройному вопиющему хору либеральствующих граждан и сопутствующих их элементов. Мол: «Полицейское Государство! Деспотичная Власть! Не дают вздохнуть простому человеку в стране! Долой Запреты! Судью на мыло!»…


Но, друзья, давайте будем откровенными, хотя бы перед самими собой.

Во-первых, ужесточение законодательства в этой сфере — тенденция общемировая: и на развитом Западе, и в странах «третьего мира». Потому как: количество автотранспорта неуклонно возрастает. И ежели не ужесточать, то можно получить полную анархию и хаос на дорогах, с заметным увеличением числа жертв от этой самой анархии. А оно нам надо?


График. Количество смертей в ДТП на 1 млн жителей
График. Количество ДТП по месту совершения (2018)

Во-вторых, человек, загадочное существо. Для получения результатов воспитательной работы, ему, почему-то, обязательно нужны «кнут» и «пряник». Особенно «кнут». Особенно, так уж сложилось исторически и ментально, — изрядной части жителей нашей необъятной страны, с присущей только нам «загадочной русской душой»…


- общий стаж вождения у граждан страны, пусть медленно, но неуклонно растёт. Что называется, постепенно появляются опыт и культура поведения у всех участников дорожного движения.

Вспомните, ещё лет 10 назад, чтобы перейти дорогу по «зебре», пешеходу нужно было предварительно ой как внимательно оглядываться по всем сторонам горизонта, дабы не быть сбитым шальным «водилой»… иногда, даже на тротуаре… Сейчас же, подходишь к пешеходному переходу, и 8 из 10-ти автомобилей притормозят у «ЗЕБРЫ» и пропустят «безлошадного» участника дорожного движения… Разве плохо?


Но вернёмся к документу…



СТРУКТУРА ЛЕТАЛЬНЫХ ДТП

Структура ДТП

В городской черте происходит 79% всех ДТП, и только 21% ДТП приходится на движение вне города. Однако тяжесть ДТП вне города существенно выше.

Большее количество ДТП в городе объясняется большей интенсивностью дорожного движения в городе.

По данным ГИБДД, основным видом нарушения ПДД, влекущим за собой аварии, является несоблюдение очерёдности проезда перекрёстка (19% от ДТП в связи с нарушениями ПДД).


Летальные ДТП

70% всех смертей в ДТП произошло в авариях, случавшихся вне границ населённых пунктов.

Такое распределение объясняется в среднем более низкой скоростью автомобильного транспорта в городской черте в связи с большим количеством светофоров, высокой плотностью движения и более частым контролем за соблюдением ПДД, а также отсутствием ночного освещения и состоянием дорожного полотна вне городской черты.


Ну, с этими пунктами статистики, всё более-менее понятно. А теперь давайте вернёмся к предмету нашего заочного спора, вынесенного в заголовок.

График. Летальные ДТП по месту совершения (2015–2018)

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ С ТАКСИ

График. Количество ДТП с такси

Такси и ДТП

Абсолютное количество ДТП с легальными такси растёт, увеличившись с 2 154 ДТП в 2015 году до 2 917 ДТП по итогам 2017 года и показав среднегодовой темп роста в 16,3%. При этом среднегодовой темп роста разрешений за аналогичный период составил порядка 17,5%. Это привело к тому, что показатель количества ДТП к активному парку такси улучшился.

За 9 месяцев 2018 года с участием такси произошло 2 309 случаев ДТП.

Удельное значение ДТП на транспортную единицу показывает, что использование такси более безопасно относительно частного легкового автомобильного транспорта.


Смертельные ДТП

Доля ДТП такси со смертельным исходом за анализируемые периоды сокращается, снизившись с 8,8% в 2015 году до 5,7% по итогам 9 месяцев 2018 года.

Удельно на 1 зарегистрированное такси количество погибших меньше, чем аналогичный показатель для легкового транспорта в частном пользовании.


Количество раненых

Удельный показатель по количеству раненых в одном ДТП с такси показывает устойчивый тренд к снижению.


Конечно же, мы понимаем, что вышеозначенная статистика основывается на официально зарегистрированных такси. Следовательно, так называемые «бомбилы» в неё не попадают. Кабы учитывались и они, то, понятное дело, цифры, приведённые выше, несколько бы разнились в ту или иную сторону.


Однако, принимая во внимание тот факт, что статистика — ОТНОСИТЕЛЬНО точная наука — нам важны не конечные цифры, а тенденция, которую эти цифры озвучивают. А тенденция эта, как ни крути, слава Богу — положительная!


К слову сказать, показатели эти говорят ещё и о том, что не так очевидно на первый взгляд, но что обязательно открывается взору пытливого и вдумчивого читателя. А говорят они — в пользу водителей, легализовавших свой бизнес.


График. Доля ДТП со смертельным исходом

Поясню:

Да, получение РАЗРЕШЕНИЯ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ (в простонародье — «Лицензия на такси») в нашей стране — процесс бюрократизированный и, скажем по-простому, достаточно «нудный» — требующий от получателя: времени, материальных трат и изрядного терпения. И да, — легализовавшись, как таксист, вы получаете не только преимущества и права, но и сопряжённую с этим кучу обязанностей: налоги, сборы, повышенная ответственность.


Однако, если человек, понимая все эти «тернии» всё же идёт на такой шаг, значит, это — ответственный и думающий человек. Как следствие, обычно, — это хороший и ответственный же водитель и перевозчик. И цифры статистики красноречиво подтверждают мои умозрительные выводы.


Но вернёмся к официальному документу. Поверьте, там ещё немало интересного…

График. Количество ДТП на транспортную единицу в год
008 Количество раненых на 1 ДТП

География ДТП

По итогам 2017 года порядка половины ДТП (47%) с такси произошло в Центральном федеральном округе. 37% относительно всех ДТП в России произошло в Москве и Московской области.

В целом на ЦФО по итогам 2017 года приходится 31% от действующих разрешений на осуществление деятельности такси. При этом на Москву и Московскую область приходится более 20% от выданных по всей России разрешений.


Значительная доля ДТП в Центральном федеральном Округе может быть объяснена более интенсивным режимом движения автомобилей по сравнению с прочими регионами России в связи с высокой концентрацией населения и большим количеством автомобилей на душу населения. А также разрывом в расстоянии между домом и работой, выраженной маятниковой миграцией из пригородов в крупные города региона.


География смертельных ДТП

По итогам 2017 года в авариях с такси погиб 181 человек, что составляет 4% от общего количества погибших в авариях с легковыми автомобилями на территории РФ.

График. География ДТП с такси (2017 год)
График. География смертельных ДТП с такси

УДЕЛЬНАЯ АВАРИЙНОСТЬ С УЧЁТОМ ПРОБЕГА

Таблица. Удельная аварийность с учетом пробега

ДТП

Километр поездки в такси в среднем в 2,6 раза безопаснее относительно поездки в легковом автомобиле.


Смертельные ДТП

Шанс попасть в смертельное ДТП в такси в 4,7 раза ниже, чем при поездке на легковом автомобиле.


Что сказать, думаю, что приведённые выше выкладки Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, красноречиво, в графиках и цифрах, отвечают на поставленный нами в начале статьи вопрос.


Ну, а каким транспортом пользоваться (общественным или личным) — решать вам!


График. Количество ДТП (на 100 млн км пробега, 2017)
График. оличество смертей в ДТП (на 100 млн км пробега, 2017)
Материал подготовил Дмитрий КОНИНИН
ВНИМАНИЕ! Все иллюстрации взяты из открытых источников.