Где безопаснее ездить на такси в России или за рубежом?

О том, что безопаснее в нашей стране в качестве транспорта передвижения, мы уже рассказывали в статье «Что безопаснее такси или личный автомобиль?». Как выяснилось, такси безопаснее. Это следует из статистики, приведённой в официальном документе «Аналитический материал по состоянию таксомоторной отрасли в России с точки зрения безопасности дорожного движения», подготовленном Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации.

Пришло время сравнить эти показатели с зарубежным опытом. Приступим…
Авария с Яндекс.Такси
И пусть нас не смущает год издания документа. Главное, что:
  1. Этот документ имеется.
  2. Он достаточно «свежий».
  3. Не всё нашему правительству «по барабану», раз кто-то профинансировал и провёл столь нужные для страны исследования.
  4. Нам важна тенденция последних лет, прослеживаемая в документе. И выводы, — которые следуют из этой тенденции.

Итак, обратимся к документу.

ДТП С ТАКСИ В ДРУГИХ СТРАНАХ

Таблица 1. Количество ДТП в Великобритании за 2010-2017 год
Таблица. Количество ДТП в Великобритании за 2010-2017 годы
Великобритания
Ситуация с безопасностью поездок на такси в России аналогична той, что наблюдается и в других странах.
Так, в Великобритании шанс попасть в ДТП на такси примерно в два раза ниже, чем на легковом авто и в три раза меньше вероятность попасть в смертельное ДТП.

Источник: UK Department for transport statistics Annual report
Австралия
В Австралии наблюдения за безопасностью поездок на такси ведутся с 1993 года.
89% всех ДТП с такси происходят в самом крупном городе и его окрестностях.
По итогам исследования Motor Accident Authority от 1997 года, такси реже попадают в серьёзные ДТП относительно обычных водителей легковых автомобилей.
Наибольшее удельное количество аварий с такси приходится на последние часы смены вечерних и ночных водителей, попадающие в промежуток с двух ночи до четырёх утра.
Также статистика показывает, что в аварии чаще попадают такси из парков, состоящих из 1-5 машин, а парки, состоящие из 5-10 машин, имеют наименьшие шансы попасть в аварию.

Источник: Taxi drivers and road safety Federal office of road safety

График 1. Количество ДТП (на 100 млн км пробега, 2017)
График. Количество ДТП (на 100 млн км пробега, 2017)
График 2. Количество смертей в ДТП (на 100 млн км пробега, 2017)
График. Количество смертей в ДТП (на 100 млн км пробега, 2017)
США
Компания Shaller Consulting в 2006 году провела исследование статистики ДТП с такси в районе Манхеттен (США).
В результате исследования выяснилось, что такси в целом имеют меньший шанс попасть в ДТП, чем все водители в Манхетенне, однако при аренде машины с водителем данный шанс становится ещё ниже.
При этом шанс получить травму для пассажира при поездке в такси самый низкий.
Статистика также показывает, что таксисты чаще попадают в ДТП с пешеходами.
Исследование статистики по ДТП с такси в Вашингтоне показало нулевую смертность в авариях с такси за период с 2013 по 2015 год и долю ДТП с ранениями в 19%, в то время как аналогичный показатель для легковых автомобилей составляет 38%.

Источник: Shaller Consulting


ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ДТП

Причины ДТП
В Австралии было проведено глубокое исследование причин ДТП такси.
По итогам исследования был сделан вывод о значительном влиянии на шанс попасть в ДТП в связи с:
• агрессивным психотипом водителя (anger);
• агрессивной манерой вождения (risk taking);
• длиной смены (average hours per shift);
• типом автомобиля (vehicle type).
В рамках данного исследования оказалось, что количество километров, проезжаемых за смену, абсолютно не влияет на шанс попасть в ДТП и имеет значимость только 0,08.
Также исследование показало низкую связь между нарушениями ПДД и шансом попасть в ДТП — корреляция составила только 0,09.
Большее количество перерывов на отдых в рамках длинных смен также не показало в рамках исследования значительного влияния на снижение шанса попасть в ДТП.

Источник: Taxi drivers and road safety Federal office of road safety
График 3. География аварий в Австралии
График. География аварий в Австралии

УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

График 4. Вероятность аварии в зависимости от величины парка
График. Вероятность аварии в зависимости от величины парка
Автоматические комплексы фиксации нарушений ПДД
Исследования влияния автоматических комплексов фиксации ПДД в Великобритании с 1992 по 2016 год выявили следующее:
• снижение количества ДТП в 500-метровой зоне от комплекса фиксации на 17%-39%;
• снижение числа жертв ДТП в 500-метровой зоне от комплекса на 58%-68%;
• незначительное повышение количества лёгких аварий в зоне 1,5 км от комплекса фиксации нарушений ПДД.

Сужение полос
Значительное превышение скорости является одним из основных факторов летальных ДТП. В настоящий момент статистически доказано, что скорость автомобильного потока может быть замедлена в случае сужения полос. Одновременно с этим существует статистика по росту ДТП при сужении полос в том случае, если дорожное полотно имеет изъяны, вынуждающие водителей маневрировать в пределах узкой полосы.

Источник: UK Department for transport

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Чёрные списки
Международная практика, в частности, практика компании Uber, показывает, что предварительный скрининг заявителей на участие в программе Uber на предмет уголовных дел или грубых нарушений правил дорожного движения обеспечивает высокий уровень безопасности для клиентов. В разных штатах США и странах данный процесс адаптирован под действующее законодательство.
Однако имплементация данной нормы в РФ может быть затруднена в связи с коллизиями с действующими нормами трудового кодекса РФ.

График 5. Количество ДТП на 1 млн км пробега
График. Количество ДТП на 1 млн км пробега
Ограничение времени работы
В настоящее время крупный коммерческий транспорт уже оснащён техническими средствами, контролирующими режим труда и отдыха водителей. С одной стороны, это позволило минимизировать риск ДТП, с другой стороны, потребовало от крупных компаний значительных инвестиций вплоть до создания собственной инфраструктуры отдыха на протяжённых маршрутах.
В сфере такси использование тахографов может вызвать значительный рост себестоимости поездок и ограничить доступ на рынок для водителей, использующих такси в качестве подработки. Наиболее эффективным способом может стать создание единых баз данных у агрегаторов такси.

Запрет на работу с иностранными правами
Внедрение такой нормы может вынудить таксистов-иностранцев работать нелегально, что влечёт еще большие риски для клиентов. Для минимизации ущерба для отрасли возможно внедрение такой нормы этапами и только по итогам подтверждения, что владельцы иностранных прав более склонны к попаданию в ДТП.

Профессиональные права
Введение профессиональных прав может повысить безопасность сферы услуг такси, однако может закрыть данную отрасль для временного трудоустройства, что повысит социальную напряжённость.

Телемедицина
Внедрение нормы позволит повысить качество предрейсового медицинского контроля с запретом выхода на линию (доступа к заказам) в случае, если водитель не прошёл осмотр. Таким образом, в перспективе можно надеяться на удешевление и ускорение процедуры, однако это потребует значительных инвестиций, которые в сегментированном рынке такси будет сложно найти.

Страхование
В настоящее время крупнейшие игроки отрасли самостоятельно запустили проекты по страхованию. Потенциальное государственное регулирование должно учитывать сложившиеся механизмы страхования, иначе это может привести к повышению издержек и торможению роста рынка, а также монополизации рынка за счёт выдавливания малых игроков.
График 6. Количество раненых пассажиров на 1 млн км пробега
График. Количество раненых пассажиров на 1 млн км пробега

ДРАЙВЕРЫ СНИЖЕНИЯ ТРАВМАТИЗМА

График 7. Значимость ряда факторов относительно шанса попасть в ДТП
График. Значимость ряда факторов относительно шанса попасть в ДТП
Динамика роста нового парка
По итогам 2017 года общий рынок продаж легковых автомобилей сократился на 35%, одновременно с этим в сегменте такси рост составил 11,4%. Это связано с активным развитием рынка такси. Наличие платёжеспособного спроса и высокая конкуренция побуждают перевозчиков к тому, чтобы инвестировать в обновление автопарков и развитие бизнеса.

Новый парк более безопасен
Анализ показателя безопасности водителя по методике Euro ONCAP (adult occupant) в наиболее популярных автомобилях, используемых в такси, в период с 2015 по 2017 год относительно аналогичного показателя по итогам 2017 показывает, что приобретаемый парк в среднем на 34% безопаснее текущего парка. Сравнение с более ранними периодами показывает ещё более значительный рост безопасности парка, так как в более ранние периоды для такси использовались автомобили с низкой пассивной безопасностью (например, Daewoo Nexia).
График 8. Рост рынка (такси vs. все легковые автомобили)
График. Рост рынка (такси vs. все легковые автомобили)
График 9. Безопасность автомобилей такси (баллы Euro NCAP adult occupant)
График. Безопасность автомобилей такси (баллы Euro NCAP adult occupant)

ВЫВОДЫ

Визуализация безопасности (старая vs. современная модель)
Визуализация безопасности (старая vs. современная модель)
География работы такси определяет низкую долю летальных ДТП
Услуги такси в большей степени оказываются в границах городских агломераций, где общая доля летальных ДТП существенно ниже, однако выше доля абсолютного количества ДТП.

Количество ДТП с такси растет медленнее, чем увеличивается парк такси
Количество ДТП с такси растёт, однако меньшими темпами, чем растёт таксомоторный парк и количество выданных разрешений.

Количество летальных ДТП снижается год от года
Доля ДТП с такси со смертельными исходами падает 4 года подряд, аналогично снижается количество раненых в ДТП с такси.

Обновление парка такси ведёт к снижению аварийности
В качестве одного из драйверов снижения аварийности выступает активное обновление автомобильного парка такси на более безопасные модели.

В расчёте на 1 км пробега такси безопаснее личного автомобиля
На 1 км пробега такси — существенно более безопасный способ передвижения, чем личное использование легкового автомобиля. Это подтверждает также и зарубежная статистика.
Материал подготовил Дмитрий КОНИНИН
ВНИМАНИЕ! Все иллюстрации взяты из открытых источников.